О литературе премиум класса
О современной российской литературе премиального класса.
Есть четыре главные темы, на которые нужно писать книги, чтобы те попали в шорт-листы “Букера” или “Большой книги”, а также заслужили благосклонное внимание серьёзной литературной критики.
1. ЕВРЕИ. Книга про евреев не может быть плохой, если евреи в книге замечательные и интересные (а другими они и быть-то не могут). Если книга про погромы, а лучше про Холокост – то она замечательная по дефиниции, и про неё, как минимум, одобрительно напишут правильные люди. Бонус: можно писать не совсем одобрительное даже про Украину и Прибалтику (которые во всех остальных случаях являются святынями, кои можно только нахваливать).
ПРИМЕР СЮЖЕТА. История семьи Леви. Всё начинается в дикой и погромной России. Дети едут в Америку, там им хорошо, но дочь, Анна Леви, возвращается, чтобы ухаживать за больной матерью. Мать всё-таки умирает, но к тому времени происходит революция. Дочь становится большевичкой – в силу артистичности натуры – но к 1941 году прозревает. Увы, тут война, она оказывается на оккупированной территории, в то время как её брат… и т.д.
2. ГЕИ и вообще ЛГБТ. То же самое, что и в предыдущем случае. Ежели есть ещё и про преследования геев – книжка автоматически заслужит одобрение правильных людей. Однако нельзя смешивать темы 1 и 2: писать про еврейских геев не рекомендуется.
ПРИМЕР СЮЖЕТА. Мент (следак) Сергей расследует дело убитого бизнемена Валецкого. Выясняется, что Валецкий гей и у него был молодой любовник Алик. Сергей ищет его и находит – это молодой наркоман и мазохист, отдающийся за кокаин и любящий удушение. Скорее всего, он и есть убийца, но Сергей неожиданно влюбляется в Алика, который отвечает взаимностью и они, преодолевая взаимные предрассудки… и т.п.
3. ФЕМИНИЗМ. То есть на самом деле шире – это “женское”, поданное в “определённой оптике”. Ну то есть как женщина преодолевает свои патриархальные предрассудки, открывает в себе женщину (надеюсь, понятно) и т.п. Также – как ужасно тяжело быть женщиной в России, с мерзкими и слабыми русскими мужчинами (что смыкается с темой 4).
ПРИМЕР СЮЖЕТА. Настя была хорошей девочкой, но залетела и пришлось сделать аборт. Аборт был ужасен (описаны подробности), Настя поняла, что быть женщиной плохо, а мужчины скоты и женщины суки. Потом она влюбляется в Вику, но у неё есть иностранец Джим (вар. Хабиб), которому Настя тоже по вкусу… etc.
4. РУССКОЕ СКОТСТВО. Ну то есть книжка должна быть про ужасы российской жизни, при этом ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно подчеркнуть (любым способом), что русские сами виноваты, что в таком аду живут. В этом вопросе никакие колебания – что в несчастьях русских виноват кто-то другой – недопустимы абсолютно. Можно вводить тему страдающего нерусского, оказавшегося в этом чёрном русском аду, но тут важно не переборщить.
ПРИМЕР СЮЖЕТА. Что тут придумывать – фильм “Левиафан”. Или любая книжка, про которую напишут – “страшная, горькая, но такая нужная правда о нас самих”.
Есть ещё пятая тема – ПРАВИЛЬНЫЕ МЕСТА. Ну то есть восторженные описания Вильнюса, Таллина, Львова, Праги и т.п. Можно посягнуть и на западноевропейские местечки, но уже осторожнее: россиянскому литератору нужно по одёжке протягивать ножки, права на Париж ему никто не выписывал. Писать надо с бесконечной любовью, но так, чтобы было понятно – у русских таких чудес нет и не будет (и нажимать в описаниях нужно именно на то, чего у русских нет – особенно на волшебный дух городов, на древние камни, улочки-шкатулочки и т.п.) Происходить там должны “добрые волшебные приключения”. Или не вполне добрые. но а) очень интересные, б) абсолютно не российские. Допустимы осторожные касания темы 1. Но вообще на фоне предыдущих четырёх тем это смотрится почти пристойно.
ПРИМЕР СЮЖЕТА. Валентин приезжает в Вильнюс, чтобы разыскать рукописи гениального композитора Доверахера. По чудесным улочкам этого волшебного города он гуляет, любуется красотой, пьёт прекраснейший в мире кофе, и потихоньку узнаёт, что композитор Доверахер был мистификацией тайного кружка мистиков… ну и далее в том же духе.
Я ничего не забыл?