«Москва» сломалась в Крыму навсегда?
Черноморский флот теряет флагмана
В январе 2019 года исполнится три года с того момента, как в Крыму к причалу встал ракетный крейсер “Москва” в ожидании планового ремонта. До сих пор не известно, состоится ли он вообще или крейсер пустят на иголки.
Гвардейский ракетный крейсер “Москва” (проект 1164 “Атлант”) был построен в 1979 году на Николаевском судостроительном заводе и в 1983 году включен в состав советского флота. На сегодняшний день это плавсредство — один из самых мощных надводных кораблей ВМФ РФ. На Тихом океане флагманом выступает его “односерийник” ракетный крейсер “Варяг“, а на Северном флоте служит ракетный крейсер “Маршал Устинов“. Других аналогичных кораблей в ВМФ РФ не осталось.
В 2015 году крейсер “Москва” под рев патриотической торсиды принимал участие в “сирийском походе”, обеспечивая ПВО российской авиабазы “Хмеймим”. Поход по сути “съел” остатки ресурса корабля. Затем он вернулся в Крым, где с января 2016 года и начались его злоключения. Во-первых, оказалось, что флагман Черноморского флота банально негде ремонтировать:
Собеседник отметил, что ремонт в Крыму возможен, но стоить будет слишком дорого. Переход в Северодвинск также обойдется недешево – крейсер нужно либо буксировать, либо возвращать ему ход. Последняя операция займет не менее полугода.
Эта дилемма не решена до сих пор. Поэтому повелители самотопов откровенно тянут кота за хвост:
Информированный источник в отрасли заявил Mil.Press FLOT, что Минобороны пока не заключало контракт на ремонт и модернизацию крейсера. Источник предположил, что оформление соответствующих документов увязано с подписанием новой госпрограммы вооружений на 2018-2027 годы. “Москву” планировали отремонтировать на Севастопольском морском заводе. Другой источник рассказал изданию, что сейчас крейсер находится у причала 13-го судоремонтного завода и на нем уже ведут плановые ремонтные работы, но это еще не модернизация.
В такой бесплодной болтовне проходили месяцы, а единственный боеспособный корабль I ранга Черноморского флота продолжал подгнивать у причальной стенки. В июле 2018 года адмиралы сообщили:
В ближайшее время командование Черноморского флота (ЧФ) и руководство Главкомата ВМФ должны принять решение относительно дальнейшей судьбы флагмана ЧФ гвардейского ракетного крейсера “Москва”, сообщил “Интерфаксу” источник, знакомый с ситуацией.
“В настоящее время крейсер находится в Севастополе в ожидании решения относительно перспектив его дальнейшего использования”, – отметил он.
Однако, во-вторых, случилась еще более серьезная напасть: отсутствие денег. Да, да. В РФ, гордо бросающей вызов мировому господству США, нет денег на ремонт флагмана Черноморского флота. Это не должно удивлять, ибо секвестр затронул даже красу и гордость ВМФ РФ — тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) “Адмирал Кузнецов”. В 2018 году плавсредство встало на плановый капитальный ремонт, смета которого первоначально составляла около 63-66 миллиардов рублей. Но уже в мае 2018 года она сжалась до 60 миллиардов рублей, а потом снизилась до 55 миллиардов рублей. По меркам РФ это все равно огромные деньги, которые пойдут лишь на продление жизни “самому худшему авианосцу” в мире. Его единственный боевой поход к берегам Сирии в 2016 году запомнился потерей двух боевых самолетов из его авиакрыла (об авианосцах наш блог писал отдельно).
По всей видимости, ракетный крейсер “Москва” не может надеяться даже на это. В российских СМИ, следящих за судьбой корабля, стали мелькать сообщения о том, что не исключены варианты его списания или глубокой консервации, что в общем-то близко к первому варианту. Естественно, официально это не признается, но вялые ответы флотского руководства намекают именно на один из таких исходов. Если это произойдет, то Черноморский флот станет первым крупным флотом РФ, не имеющим собственного надводного корабля I ранга.
Такая ситуация закономерна, ибо советское наследие не вечно, а современное российское судостроение не способно производить суда класса выше фрегата (да и то с огромными трудностями и затягиванием сроков). Например, головной корабль проекта 22350 фрегат “Адмирал Горшков” был заложен в 2006 году, а принят в состав флота лишь в 2018 году. Некоторые эксперты опасаются, что это плавсредство успело морально устареть еще даже до приема в состав ВМФ РФ. Два последующих фрегата этого проекта — “Адмирал Касатонов” и “Адмирал Головко” — были заложены в 2009 и 2012 годах, но не известно, когда будут приняты флотом.
А старые советские корабли первых рангов доживают очевидно последние годы. Примечательно, что на конец 2018 года практически все они находятся либо в ремонте, либо подгнивают в его ожидании:
— ТАКР “Адмирал Кузнецов” в 2018-2020 годах проходит модернизацию в Североморске;
— Тяжелый атомный ракетный крейсер “Адмирал Нахимов” с 2014 года по 2021 год находится на ремонте и модернизации;
— Тяжелый атомный ракетный крейсер “Петр Великий” встанет на ремонт и модернизацию в 2019 году. Она продлится до начала 2022 года;
— Ракетный крейсер “Маршал Устинов” долго и нудно ремонтировали в 2011-2016 годах и с 2019 года это плавсредство будет на пару лет единственным надводным кораблем I ранга Северного флота в строю.
С флагманом Черноморского флота ситуация описана выше, ему грозит банальное списание. На Тихоокеанском флоте флагман — гвардейский ракетный крейсер “Варяг” — нуждается до 2020 года в плановом ремонте и модернизации. Про тяжелый атомный ракетный крейсер “Адмирал Лазарев” упоминать смысла нет, это просто металлолом, который формально числится в составе ВМФ РФ, но с 1999 года находится в законсервированном состоянии. И на этом все. Таким образом, в 2019-2020 годах (возможно и с перехлестом на 2021 год), ракетный крейсер “Маршал Устинов” на Северном флоте останется единственным российским боевым кораблем I ранга в строю.
Вообще же, флот и флотостроение — это очень затратное и коварное предприятие. В современной РФ военное флотостроение провалено полностью, что не удивительно. И дело не только в деградирующем судостроении. Проблема заключается в том, что даже построенное судно нуждается в огромных расходах на инфраструктуру по поддержанию его жизнедеятельности. Нужны ремонтные мощности, нужны склады, ангары, портовая инфраструктура и так далее. Когда корабль класса “фрегат” строится 12 лет, а ракетный крейсер проходит ремонт за 5 лет, смысл такого флота становится равен нулю. И это видно на примере крейсера “Москва”, под ремонт которого не оказалось ни технических, ни финансовых условий.
Причем на эти грабли евразийские флотоводцы наступали даже там, где, казалось бы, ситуация не такая плачевная как в современных РФ или на Украине (президент которой на днях радостно поблагодарил США за поставку двух старых, 30-летних, разоруженных сторожевых кораблей в… 2019 году). Так, в 1981 году в СССР был заложен огромный атомный корабль — разведывательный корабль ССВ-33 «Урал», который должен был следить за запусками американских баллистических ракет в Тихом океане. В 1983 году он был спущен на воду и в 1989 году вошел в состав советского флота. Но не надолго: в месте его плановой дислокации в поселке Тихоокеанский (база “Техас”) не было построено причальной стенки с соответствующей инфраструктурой. И поэтому судно стояло в бухте на якорной стоянке, вырабатывая ресурс своих двигателей. За пару последующих лет самотоп не вышел ни разу в море и у него последовательно сгорели оба котла, ремонтировать которые в 1991 году оказалось некому и не на что.