Как Великобритания создала флот Японии перед Русско-японской войной
Люди, которые пренебрежительно высказываются о русском флоте периода Русско-японской войны как правило не вполне себе представляют кто был нашим противником. Япония в начале XX века только еще становилась на путь интенсивного промышленного развития и имела мало общего с той технологически продвинутой страной, какой мы знаем ее сейчас.
Однако невысокий в целом уровень промышленного развития Японии того времени неправильно распространять на состояние ее флота. Страна восходящего солнца находилась в уникальных условиях среди морских держав того времени. Не имея собственного кораблестроения она могла выбирать лучшие проекты, а имея союз с владычицей морей Англией, Япония получала доступ к лучшим верфям в мире.
Где и были построены все шесть эскадренных броненосцев, прошедших Русско-японскую войну. Идея ослабления России руками своего дальневосточного союзника вполне соответствовала интересам Англии, поэтому они поработали на совесть.
Первая пара японских броненосцев – “Фудзи” и “Ясима”, построенная в противовес китайским однокласникам и заказанная еще до Японо-китайской войны, несколько выделяется из общего ряда. Для своего времени это были достаточно крупные и очень сильные корабли. Но к началу Русско-японской войны они уже не являлись последним словом техники. Среди всех 14 броненосных кораблей японского флота, принявших активное участие в войне, эти два были единственными не принадлежащими к числу новейших и сильнейших кораблей.
Впрочем, броненосцы типа “Фудзи” были еще вполне себе боеспособными кораблями. О них достаточно будет сказать, что новейшее английское орудие 12″/40 Mark IX, ставшее главным калибром английского флота вплоть до начала дредноутской эры, впервые было установлено именно на этих кораблях. На английских же броненосцах оно появилось лишь спустя четыре(!) года! Это к слову о том, насколько серьезно относились англичане к вооружению японского флота новейшей техникой.
Лицом же японского линейного флота стали четыре корабля, построенные в Англии специально под войну с Россией. Эти корабли были сильнейшими броненосцами мира на то время.
Чтобы не быть голословным я сделал эту диаграмму, где эскадренные броненосцы ведущих кораблестроительных держав мира, не считая России и Японии, вступившие в строй с начала XX века и до начала Русско-японской войны, отсортированы по полному водоизмещению. Как вы видите первые три позиции в этом списке принадлежат англичанам. Причем с огромным отрывом.
Даже до занимающих третью позицию облегченных (по английским меркам) “Дунканов” всем остальным странам еще очень далеко. Что уж говорить о броненосцах “Формидэбл” и “Лондон”? По сути являвшихся двумя подклассами одной большой серии? И если автор капитальной истории английского линкора Оскар Паркс пишет, что на момент постройки “Формидэбл” являлся самым сильным в мире линкором, у нас нет никаких оснований подвергать сомнению эти слова.
Четверка японских броненосцев “Сикисима”, “Хацусе”, “Асахи” и “Микаса”, построенных на верфях Армстронг, Джон Браун и Тэмз Айрон Уоркс, при всех их небольших различиях находилась в одной весовой категории с крупнейшими и сильнейшими в мире английскими кораблями и ни в чем им не уступала. А может быть и превосходила.
Сравнение “Формидэбла” и “Хацусе” всегда оставалось, при их одинаковом водоизмещении, в пользу последнего, особенно по причине его более мощной вспомогательной батареи… (Оскар Паркс)
Вот и получается, что такими сильными единицами, как флот Японии к началу войны не располагал больше ни один флот в мире, кроме английского. А если брать однородность группировки в целом, равно как и среднюю мощь отдельного корабля, то японцам проигрывали и сами англичане.
В этой таблице мы видим состояние линейного флота Англии к началу 1904 года. Даже самая мощная морская держава не может комплектовать свой флот только новейшими кораблями самых последних поколений. В составе английских эскадр мы все еще наблюдаем даже устаревшие броненосцы класса “Адмирал”, несущие короткоствольные, медленно заряжающиеся пушки, стреляющие дымным порохом, расположенные в открытых сверху барбетах и защищенные сталежелезной броней “Компаунд”. Средний же возраст английского линейного флота составляет 6 лет. Тогда как японского 4,5 года.
Второе место в иерархии боевых кораблей занимали в то время броненосные крейсера. Причем именно в японском флоте им отводилась огромная роль. Это объяснялось опытом Японо-китайской войны, во время которой японский флот, в составе которого были лишь крейсера, разгромил китайский, располагавший двумя мощными броненосцами. Что создало у японцев иллюзию, что любое сражение можно выиграть одними крейсерами.
Поэтому соотношение броненосных крейсеров и эскадренных броненосцев в японском флоте было необыкновенно высоким.
Это было очевидной слабостью японского флота. Было бы, если бы не ярко выраженные эскадренные качества японских крейсеров. Как и в ситуации с броненосцами в распоряжении японцев имелась лучшая в мире конструкторская школа и лучшие в мире британские верфи. Но в данном случае готовые решения англичан японцев не устраивали.
Предназначенные для защиты протяженных торговых путей империи “над которой никогда не заходит солнце” британские броненосные крейсера были для японцев слишком крейсерами. Поэтому за прототип броненосного крейсера был выбран чилийский “О’Хиггинс”. Страны второго мира часто не могли себе позволить настоящие броненосцы. При этом они не имели амбиций мирового масштаба, требующих присутствия флота в отдаленных регионах. Как правило корабли были нужны для разборок с соседями. То есть востребован был максимум боевой мощи при умеренных крейсерских качествах, а именно мореходности, дальности плавания и, возможно, скорости.
Именно это, хотя и в силу других обстоятельств, требовалось и японцам. Так появились построенные на верфи Армстронга в Эльзвике, как раз и прославившейся созданием относительно небольших и жешевых но при этом весьма мощных крейсеров, “Асама” и “Токива”. За которыми последовали почти идентичные “Идзумо” и “Ивате”. Мощностей одного Армстронга японцам не хватало, поэтому еще два сходных крейсера “Адзума” и “Якумо” были заказаны во Франции и Германии соответственно. Впрочем, японцы поставили такие жесткие технические рамки, желая получить корабли максимально похожие на удачную “Асаму”, что два последних крейсера не имели практически никаких особенностей, присущих национальным школам кораблестроения этих стран.
Таким образом Япония получила шестерку однотипных броненосных крейсеров. Были ли они, однако, сильнейшими в мире? К тому времени во флотах ведущих держав, не только Англии но и России и других стран было достаточно значительно более крупных единиц. Но крейсера это не броненосцы. Крупный здесь не всегда значит более сильный.
После завершения японской серии англичане, убедившись в их силе, взялись за создание подобных кораблей для себя. Так появился тип “Каунти”, он же “Монмут”, он же “Кент”. Эти крейсера имели такое же водоизмещение, как и “Асама”. Иногда их даже называют адаптацией японского проекта под нужды британского флота. По крайней мере считается, что “Кенты” создавались под впечатлением от “Асам”.
На деле же корабли воплотили в себе два совершенно разных подхода к созданию броненосных крейсеров. И эти два подхода принесли совершенно разные результаты. У “Асамы” доминировали эскадренные качества. Вместо 152-мм башенных оружий у “Кента” они несли 203-мм. Их главный броневой пояс был в полтора раза более толстым, средняя батарея имела на 4 152-мм орудия больше. И так далее.
Другое дело крейсера типа “Кент”. Несмотря на одинаковое водоизмещение, даже их размеры совершенно другие. На переднем плане мы видим “Асаму”, красным цветом на фоне дан силуэт “Кента”. Как видите по сравнению с “Асамой” он просто огромный. Борт в носовой части значительно выше. Это требование мореходности. Корабль значительно длиннее. Даже трубы и мачты у него выше. “Кент” несет значительно больше угля, имеет более мощные машины и развивает большую скорость.
На этой диаграмме представлено соотношение эскадренных и крейсерских качеств двух кораблей. Эскадренные качества отображаются оттенками красного, а эскадренные зеленого цветов. Как вы видите, диспропорция разительна и бросается в глаза. Доля веса, приходящегося на броню и вооружение, составляет у “Асамы” 40% от водоизмещения, тогда как у “Кента” всего 25%! Соответственно доля веса корпуса, машин и котлов и нормального запаса угля на “Кентах” достигает 67,5 %, а у “Асам” лишь 55%.
Таким образом при столкновении с “Асамой” “Кент” несмотря на одинаковое водоизмещение имел бы весьма бледный вид. Более того. В бою один на один никаких видимых преимуществ не имел бы и громандный, в полтора раза более тяжелый “Дрейк”. И это не потому, что английское кораблестроение было отсталым. Все перечисленные корабли строились на одних и тех же верфях. А потому, что в основе проекта “Асамы” лежала совершенно иная концепция. Реализация которой и давала ей такое преимущество в боях с одноклассниками.
Точно так же по этой же самой причине “Асама” безнадежно проигрывала тем же самым кораблям в борьбе на коммуникациях. Но японцы сознательно пожертвовали этой возможностью, зная, что в планируемой ими войне она им не понадобится.
На этом мы практически уже закончили рассматривать ядро японского флота – броненосные корабли. Остались лишь крейсера “Кассуга” и “Ниссин”. Казалось бы создать крейсера с еще более выраженными эскадренными качествами, чем “Асамы” уже невозможно. Однако итальянцам это удалось! Имея идентичное “Асаме” вооружение и толщину броневого пояса они были на пару тысяч тонн легче. Стоило это лишь узел-друой скорости.
Крейсера итальянцы создавали для себя. Средиземное море это тот театр, где мореходность и автономность не играют решающей роли и ими можно пожертвовать, что итальянские кораблестроители всегда и делали. По скорости корабли лишь немного превосходили броненосцы, но этого было достаточно, чтобы в случае встречи с ними уклониться от боя. В целом класс “Джузеппе Гарибальди” получился настолько удачным, что два первых корабля “Гарибальди” и “Варезе” были прямо на стапелях перекуплены Аргентиной. Спустив их на воду итальянцы заложили вторую пару с теми же названиями и снова корабли ушли – один в Аргентину, другой в Испанию. Ситуация повторилась с “Гарибальди” No 3, его снова перекупила Аргентина, доведя количество единиц до 4! Следующая тройка наконец пополнила ВМС Италии – к “Гарибальди” и “Варезе” прибавился “Франческо Феруччо”. Постройку следующей пары заказали Чили. Они то и стали в итоге “Кассугой” и “Ниссин”.
Естественно такая серия стала беспрецедентной не только для итальянского кораблестроения, но и для мирового в целом. Что делает излишними другие рекомендации этих кораблей. Остается добавить только две вещи. Во-первых, итальянский флот не имел собственной линейки артиллерийских орудий и поэтому использовал ангийские артсистемы. Что позволило японцам избежать разнобоя. Все их броненосные корабли, включая французскую “Адзуму” и германский “Якумо”, несли английскую артиллерию одного типа. Во-вторых, эскадренные качества “Кассуги” и “Ниссин” настолько преобладали над крейсерскими, что когда японцам понадобилось заместить в 1-м броненосном отряде погибшие броненосцы “Ясима” и “Хатсусе” это сделали крейсера итальянской постройки. Собственно их так часто и называли – “мини броненосцы” или даже “броненосцы для бедных”. По воему силуэту и внешнему виду корабли больше похожи на броненосцы, чем на крейсера. Это, кстати, тоже было сделано сознательно. Чтобы на больших дистанциях их невозможно было отличить от современных им броненосцев “Амиральо ди Сен Бон”.
Таким образом все 8 броненосных крейсеров японцев были новейшими кораблями (“Кассуга” и “Ниссин” вступили в строй фактически в день начала войны, остальные в 1899-1901 годах) с исключительно выраженными эскадренными качествами. То есть очень сильными бойцами. Причем все вышесказанное отчетливо прослеживается при сравнении с аналогичными единицами любой страны мира.
Примерно такая же ситуация наблюдается и с легкими силами. Японцы последовательно добивались на своих кораблях высокой боевой мощи в ущерб мореходности, автономности и обитаемости. Используя для проектирования кораблей лучших инженеров, а для их строительства лучшие верфи в мире.
Так сильнейшие японские бронепалубные крейсера “Такасаго”, “Читозе” и “Касаги”, построенные в Англии и США при водоизмещении всего 4 – 4,5 тыс. тонн несли по паре 8″(203-мм) орудий! При этом все их пушки, включая 120-мм имели броневые щитовые прикрытия а толстая палуба была рассчитана, чтобы противостоять 8″ снарядам. В других странах большинство кораблей такого класса, даже значительно больших по водоизмещению, могли только мечтать о такой защите.
При этом японские “собачки”, как их называли наши моряки, были перегружены, что вело к проблемам с отстойчивостью, имели посредственную автономность и мореходность, а условия обитаемости экипажа были на грани выживания. То есть японцы жертвовали буквально всем чтобы достичь максимальной боевой мощи.
В сухом остатке лишь пара современных крейсеров III класса “Сума” и “Акаси” были построены в Японии. И еще несколько вошли в строй по ходу войны. И это были, пожалуй, самые проблемные корабли во всем японском флоте. Большинство же из японских бронепалубных крейсеров было построено в Англии, Франции и США. Они были хорошими бойцами, но неважными мореходами, что впрочем и не требовалось на ТВД, ограниченном закрытыми Желтым и Японским морями.
Даже миноносцы японцы заказывали в основном за рубежом. Выбрав в качестве образца сильнейший английский “30-узловой” тип фирме Ярроу были заказаны 6 кораблей класса “Икадзучи” и 2 класса “Акацуки” а фирме Торникрофт 6 типа “Муракумо”. Затем последовал заказ на 2 единицы “Сиракумо” той же фирме. После чего 7 миноносцев класса “Харусаме”, основываясь все на том же “30-узловом” проекте, построили в самой японии. Причем миноносцы японской постройки недодавали пару узлов скорости по сравнению с английскими.
Таким образом, как мы с вами могли убедиться, практически весь японский флот был создан на верфях ведущих кораблестроительных держав. В основном Англии. Выбирались только лучшие проекты и адаптировались под нужные требования. Ядро флота составляли новейшие корабли, характеристики которых в наибольшей степени подходили именно для той войны и того противника, которые выбрала сама Япония. Зачастую это были сильнейшие в мире корабли того времени. Или же превосходство в боевой мощи было достигнуто за счет отказа от тех характеристик, которыми в сложившихся условиях можно было пренебречь.
Можно было бы подумать, что стремление показать силу японского флота это обычная в таких случаях попытка проигравшего найти оправдание. Как мы с вами могли убедиться это не так. Я сознательно избегал сравнения с русскими кораблями именно чтобы показать, что в более или менее незавидном положении по сравнению с японцами точно так же оказался бы и флот любой другой страны мира. Не исключая и самих британцев.
Противостоять такому противнику было исключительно сложной задачей. Особенно в условиях, когда противник использовал первый внезапный удар без объявления войны. К теме о том, что из себя представлял русский флот и насколько он справился с этой задачей мы еще не раз вернемся.