Беларусофобфильм. Большевик и сталинист Янка Купала – отец белорусской нации
Итак, дамы и господа, мы с вами дожили до знаменательного момента: на «Беларусьфильме» снимается кино, где «ясно постулируется и доносится важнейшая мысль: белорусы — никакие не русские, что это нация достойная своего национально ориентированного государства, а наша мова — это круто!». О сём возвестил белорусский киносценарист Андрей Курейчик (кстати, работающий в России), имея в виду фильм «Купала», повествующий о жизни «классика белорусской литературы».
Премьера картины состоится только в следующем году, однако трейлер уже вышел, и это, действительно, бальзам на бел-чырвона-белое сердце.
Там показано, как в дореволюционной России Янка Купала получает по лицу нагайкой от разгоняющих демонстрацию казаков, а в СССР — жуёт сопли на допросе у чекистов. То есть идеологическая составляющая фильма понятна: москали (хоть белые, хоть красные) — враги. О том, кто друзья, недвусмысленно намекает участник польского мятежа 1863 года, который рассказывает маленькому Ясю о своей борьбе с Россией и кричит: «Мы не сдадимся никогда!»
Понять восторг пана Курейчика можно. В 2004 году он снимался в фильме «Оккупация. Мистерии», в котором был тот же идеологический посыл, только ещё более наглядно выраженный: сначала белорусский хлопец занимается сексом с полькой, а потом убивает позарившегося на неё москаля. Но этот «шедевр» делался на коленке, теперь же фильм о польско-белорусской ненависти к России снимает главная в постсоветской республике киностудия — «Беларусьфильм».
Развёрнутую рецензию на «Купалу» я напишу, когда фильм выйдет на экраны, сейчас же хотел бы остановиться на словах Курейчика. Текст он написал смешной, не зря сей хлопец значится сценаристом «ржачных» российских комедий «Любовь-морковь», «Гороскоп на удачу», «Война полов» и др.
В качестве достоинств фильма «Купала» Курейчик называет то, что в его создании не участвовали великорусы.
«„Беларусьфильм“ всегда считался провинциальным придатком российского рынка по производству дешёвых военфильмов и мелодрамок. Поэтому всегда там главные роли играли российские „звезды“. Тут нет ни одной. А главную роль играет представитель Евросоюза — латыш. Никаких пророссийских экивоков», — ничтоже сумняшеся пишет наш юморист.
В связи с этим, думаю, было бы правильным, если б российские компании перестали приглашать к участию в производстве пошлых, низкопробных комедий тех белорусских сценаристов, которым претит всё русское.
Чем ещё хорош «Купала», по мнению Курейчика? Тем, что там антисоветизм. «Никакой ностальгии по жизни в „большой стране“. СССР как трагедия для нормальных белорусов, для белорусской интеллигенции, для главного белорусского писателя и поэта — Янки Купалы. СССР как глобальная историческая потеря для нашего народа, а не приобретение».
Я лично согласен с паном Курейчиком в его негативном отношении к совку, но вот сам Купала за такие слова об СССР затравил бы незадачливого сценариста так же, как он в 1937 году травил «троцкистско-бухаринских извергов»:
Мала іх павесіць
На сухой асіне,
Бо нават асіна
Ад сябе адкіне.Дзерава адкіне,
Дзерава сухое,
Сябе не спаганіць
Поскуддзю такою.Прадавалі немцу,
Немцу ды японцу
Нашую радзіму,
Долі нашай сонца.
Известно, что Купала был одним из самых активных белорусских литераторов-сталинистов. Количество настроченных им хвалебных од в адрес Сталина-Джугашвили и коммунистической партии исчисляется сотнями. Белорусские националисты предпочитают объяснять этот факт «давлением и угрозой репрессий». Однако возникает вопрос: почему на сговор с совестью не шли Михаил Булгаков, Борис Пастернак или Анна Ахматова? Последняя, например, не боялась называть таких, как Купала, «любителями пыток, знатоками в производстве сирот».
Есть все основания полагать, что Купала искренне любил советскую власть. И она отвечала ему взаимностью, награждая званием народного поэта БССР, орденом Ленина, Сталинской премией 1-й степени, двумя академическими званиями — АН БССР и АН УССР. В 1939 году 1-й секретарь ЦК КП (б)Б Пантелеймон Пономаренко подарил Янке дорогущую машину Chevrolet Master Deluxe GA, которая была одной на всю Советскую Белоруссию. До этого ему пожаловали новенький ГАЗ М-1, на них в те времена разъезжали таксисты и чекисты. К автомобилю прилагался личный водитель.
Стоит ли говорить о размере зарплат и количестве привилегий, которыми обладал товарищ Купала? Листая полное собрание его сочинений, поражаешься количеству мест, которые он посетил за 1930-е годы. Так, в 1935 году Купала в составе советской культурной делегации прибыл в Чехословакию. Разумеется, он не подал заявление о предоставлении убежища и не стал «невозвращенцем». А ведь именно в Праге в то время заседала антисоветская «Рада Белорусской Народной Республики».
Поскольку Купала был убеждён, что «Беларускую дзяржаву збудаваў [построил] нам Сталін», поэт с необычайным трепетом относился к хозяевам Кремля. Оно и понятно! Где ещё найдутся дураки, чтобы насильно построить на западнорусских землях отдельную национальную республику? Приведём очень показательный отрывок из воспоминаний поэта Николая Тихонова:
«Помню я ещё день, когда поэты и писатели всех народов нашей Родины получали ордена в Большом зале Кремля и после получения орденов группами выходили на Красную площадь, чтобы идти домой. Но поневоле задерживались на этой площади, не хотелось идти взволнованным людям от места необычного торжества. И Янка Купала поклонился низко Кремлю и великому Мавзолею перед Кремлём. И в этом благодарном поклоне было так много от величия чисто народного, от большой народной правды, что нельзя было не подивиться его вдохновленному, чудесному лицу и глазам, которые сияли от радости самой чистой» (Такі ён быў. Успаміны пра Янку Купалу. Мн., 1975. С. 194−195).
Таким образом, если Курейчик ничего не напутал и фильм «Купала» действительно насквозь антисоветский, это будет смачным плевком самостийных потомков на могилу поэта-сталиниста. Поскольку картина ещё не вышла, я предостерегаю её создателей от конфуза. Ещё не поздно сменить акценты, сделать кино о «клясыке» более приближенным к реальности. На всякий случай процитирую один из многих купаловских панегириков Джугашвили (написанный, кстати, на «языке оккупанта»), без которых фильм о белорусском поэте будет псевдоисторическим:
О Сталине мудром я песню слагаю,
А песня — от сердца, а песня такая,
Что всюду летит и звенит, не смолкая,
И нету конца ей, и нету ей края…
О Сталине мудром я песню слагаю.
…
Живи и красуйся, любимый, вовеки,
Как вечно живут полноводные реки!
С тобой наша сила в могучем разбеге
Ломает преграды, сметает помехи…
Живи и красуйся, любимый, вовеки.
Кирилл Аверьянов-Минский, eadaily.com